Искусственный интеллект vs. традиционные методы работы: на чьей стороне сила

Программы с искусственным разумом обещают бизнесу инновационный подход к решению старых задач. Но многие предприниматели не верят в перспективы «умных» технологий и предпочитают традиционные методы работы. Порассуждаем, когда искусственный интеллект превзойдет человеческий и стоит ли ожидать этого в ближайшие годы. Чтобы выводы получились логичными, предварительно проанализируем плюсы и минусы каждого варианта. 

Искусственный интеллект открывает бизнесу дополнительные возможности

«Умные» технологии используют, чтобы повысить прибыль и получить новое мощное конкурентное преимущество. ИИ сможет: 

  • Снизить количество ошибок из-за человеческого фактора;
  • Обрабатывать большие объемы данных;
  • Оцифровывать информацию;
  • Отвечать на типовые запросы клиентов;
  • Анализировать поведение покупателей и делать им персональные предложения; 
  • Избавить сотрудников от рутинных задач и позволить сосредоточиться на творческих задачах;
  • Снизить себестоимость продукции;
  • Помогать назначить оптимальную стоимость товаров, выбрать удачное время для акции. 

Это не полный перечень возможностей «роботов», но и из него очевидно, что внедрение ИИ в бизнес оправданно. 

Традиционные методы привычны и экономны 

Создание новых технологий не означает, что старые схемы работы больше не нужны. Зачастую скрипты, ручная обработка данных, персональное общение менеджера с клиентом гораздо эффективнее машины. ИИ недоступны нюансы, которые чувствует человек, например, настроение клиента. 

Еще один весомый плюс традиционных методов — стоимость. Они гораздо дешевле и внедряются быстрее — не придется тратить месяцы на аудит, разработку, обучение сотрудников.

Уязвимости искусственного интеллекта 

Могущество «умных» алгоритмов — пока что миф. Даже сильный искусственный интеллект не совершенен и на данном этапе не превзойдет человеческий. Во-первых, для его внедрения и обслуживания требуется квалифицированный персонал — без постоянного контроля алгоритмы не выйдут на ожидаемый уровень эффективности. В штате большинства компаний таких сотрудников нет. Найти их тоже непросто. Они востребованы на рынке, поэтому соглашаются только на высокую зарплату. 

Во-вторых, ИИ еще не адаптирован ко многим отраслям. Кейсы внедрения «умных» технологий можно найти в разных сферах, но готовых решений нет — для каждой компании фактически они создаются с нуля, а значит, придется ждать долгое время. 

В-третьих, оптимизация бизнеса с помощью искусственного интеллекта почти всегда требует больше средств, чем изначально представляется предпринимателю. В 90% случаев гораздо выгоднее вложить финансы в новое оборудование, аренду дополнительных площадей или повышение квалификации человеческого персонала, а не роботов. 

Работать «по-старому» все убыточнее

Традиционные методы, хотя и дешевле, зачастую оборачиваются потерей прибыли. Например, если значительная часть работы выполняется вручную, себестоимость продукции выше, чем могла бы быть даже при автоматизации. Да и влияние человеческого фактора нельзя сбрасывать со счетов.

Целеустремленные сотрудники с высокой квалификацией избегают компаний, где отказываются от внедрения новых технологий. Следовательно, в штате останутся недостаточно образованные работники с низкой мотивацией, незаинтересованные в профессиональном развитии. 

Отказываться от ИИ означает терять деньги из-за человеческого фактора, работать неэффективно, упускать клиентов и становиться убыточной компанией. Так вы никогда не превзойдете своих конкурентов. В итоге придется покинуть рынок.

Взаимовыгодный симбиоз 

Итак, когда искусственный интеллект превзойдет человеческий, а «умные» технологии — традиционные методы работы? Мы считаем, что дать точный ответ невозможно. Искусственный интеллект, несмотря на название, не похож на мозг человека и работает по другим принципам. 

Поэтому ученые склонны считать, что в будущем человечество ожидает не противостояние, а симбиоз: ИИ и традиционные методы будут сочетаться, объединяя сильные стороны и компенсируя недостатки друг друга.