Программы с искусственным разумом обещают бизнесу инновационный подход к решению старых задач. Но многие предприниматели не верят в перспективы «умных» технологий и предпочитают традиционные методы работы. Порассуждаем, когда искусственный интеллект превзойдет человеческий и стоит ли ожидать этого в ближайшие годы. Чтобы выводы получились логичными, предварительно проанализируем плюсы и минусы каждого варианта.
Искусственный интеллект открывает бизнесу дополнительные возможности
«Умные» технологии используют, чтобы повысить прибыль и получить новое мощное конкурентное преимущество. ИИ сможет:
Это не полный перечень возможностей «роботов», но и из него очевидно, что внедрение ИИ в бизнес оправданно.
Традиционные методы привычны и экономны
Создание новых технологий не означает, что старые схемы работы больше не нужны. Зачастую скрипты, ручная обработка данных, персональное общение менеджера с клиентом гораздо эффективнее машины. ИИ недоступны нюансы, которые чувствует человек, например, настроение клиента.
Еще один весомый плюс традиционных методов — стоимость. Они гораздо дешевле и внедряются быстрее — не придется тратить месяцы на аудит, разработку, обучение сотрудников.
Уязвимости искусственного интеллекта
Могущество «умных» алгоритмов — пока что миф. Даже сильный искусственный интеллект не совершенен и на данном этапе не превзойдет человеческий. Во-первых, для его внедрения и обслуживания требуется квалифицированный персонал — без постоянного контроля алгоритмы не выйдут на ожидаемый уровень эффективности. В штате большинства компаний таких сотрудников нет. Найти их тоже непросто. Они востребованы на рынке, поэтому соглашаются только на высокую зарплату.
Во-вторых, ИИ еще не адаптирован ко многим отраслям. Кейсы внедрения «умных» технологий можно найти в разных сферах, но готовых решений нет — для каждой компании фактически они создаются с нуля, а значит, придется ждать долгое время.
В-третьих, оптимизация бизнеса с помощью искусственного интеллекта почти всегда требует больше средств, чем изначально представляется предпринимателю. В 90% случаев гораздо выгоднее вложить финансы в новое оборудование, аренду дополнительных площадей или повышение квалификации человеческого персонала, а не роботов.
Работать «по-старому» все убыточнее
Традиционные методы, хотя и дешевле, зачастую оборачиваются потерей прибыли. Например, если значительная часть работы выполняется вручную, себестоимость продукции выше, чем могла бы быть даже при автоматизации. Да и влияние человеческого фактора нельзя сбрасывать со счетов.
Целеустремленные сотрудники с высокой квалификацией избегают компаний, где отказываются от внедрения новых технологий. Следовательно, в штате останутся недостаточно образованные работники с низкой мотивацией, незаинтересованные в профессиональном развитии.
Отказываться от ИИ означает терять деньги из-за человеческого фактора, работать неэффективно, упускать клиентов и становиться убыточной компанией. Так вы никогда не превзойдете своих конкурентов. В итоге придется покинуть рынок.
Взаимовыгодный симбиоз
Итак, когда искусственный интеллект превзойдет человеческий, а «умные» технологии — традиционные методы работы? Мы считаем, что дать точный ответ невозможно. Искусственный интеллект, несмотря на название, не похож на мозг человека и работает по другим принципам.
Поэтому ученые склонны считать, что в будущем человечество ожидает не противостояние, а симбиоз: ИИ и традиционные методы будут сочетаться, объединяя сильные стороны и компенсируя недостатки друг друга.