Как бизнес зарабатывает с помощью AI

Искусственный интеллект глобально меняет структуру бизнеса: если раньше выполнение задач занимало дни и даже недели, сейчас AI тратит на них секунды. AI выдаёт контент исходя из предпочтений, распознает и синтезирует речь, выявляет и блокирует нежелательные рассылки, идентифицирует людей и знает, какой товар предложить для покупки в интернет-магазине. Как именно AI применяется в бизнесе — рассказываем на примере трёх разных отраслей.

Кейс 1. AI в финтехе

Финансовый сектор — лидер по внедрению AI. Искусственный интеллект помогает банкам привлекать больше клиентов, оценивать риски при выдаче кредитов и открытии счетов, повышать уровень экономической безопасности.

ВТБ применяет искусственный интеллект, чтобы быстро оценить, можно ли открывать клиенту расчётный счёт для бизнеса. Ручная проверка клиента — долгий процесс, в котором больше всего времени тратится на ввод данных из заявлений и документов. AI распознает документы, понимает значения и содержание полей, заполняет электронные бланки и передаёт их менеджеру. По ожиданиям ВТБ, это сэкономит 276 млн рублей.

Тинькофф-банк подбирает клиенту кредитные продукты за несколько секунд — AI анализирует персональные данные и кредитную историю заёмщика, затем решает, какие кредиты можно предложить. Оценивается риск невозврата займа, а также личные предпочтения клиента. Менеджеру остаётся только проконсультировать по кредитным продуктам по телефону. В результате банк выполняет план на 25% эффективнее, чем без системы искусственного интеллекта.

Кейс 2. AI в промышленности

Промышленные производства с внедренным искусственным интеллектом автоматизируют и роботизируют большинство процессов, снижают расходы на сырьё и обслуживание оборудования.

Магнитогорский металлургический комбинат — один из крупнейших в стране. Перед литьём сплавов AI анализирует требования по ГОСТу и определяет, сколько конкретно химических элементов должно быть в металле. Раньше элементы добавляли с запасом, чтобы продукция соответствовала ГОСТу наверняка. С искусственным интеллектом оператор видит точные цифры по использованию добавочных материалов в производстве, поэтому не расходует дополнительные хим. элементы. Это экономит до 5% сырья — большие деньги в масштабах производства.

«Газпром нефть» прмиеняет AI на предприятиях по переработке нефти. Система следит за качеством топлива и уведомляет сотрудников, если оборудование работает неисправно. В среднем, каждую секунду AI обрабатывает 180 000 сигналов c 250 000 датчиков. Чтобы обработать такой массив данных, нужен приблизительно миллион сотрудников, работающих 24/7.

Кейс 3. AI в ритейле

Крупнейшие представители отрасли ритейла внедряют искусственный интеллект, чтобы лучше знать своих покупателей. Компании обрабатывают все данные, которые покупатели и не пытаются скрыть: активность в соцсетях, предыдущие покупки, психологические модели поведения во время распродаж. Это позволяет делать точечные предложения, которые чаще всего провоцируют на покупку. Так работают крупные интернет-площадки: Ozon, «М.Видео», «Авито». По заявлению Amazon, внедрение рекомендаций на основе AI увеличило продажи на 35%.

Но на этом применение AI в ритейле не ограничивается. Алгоритмы магазина одежды H&M проверяют чеки и анализируют, какие товары возвращают чаще всего — эти товары со временем убирают с полок. Магазин косметики Sephora сканирует лицо покупателя, чтобы определить оттенки кожи. Алгоритм предлагает косметику определённых тонов — тушь, тени, помада, тональные крема. Крупные американские торговые сети типа Walmart работают над созданием виртуальных примерочных: покупатель загружает своё фото в полный рост, выбирает одежду — и видит, как эта одежда смотрится на нём.

По информации Gartner, треть компаний планирует внедрить AI к концу 2020 года. Мировой ВВП вырастет на 14% и достигнет отметки в $15,7 трлн в течение десяти лет. Благодаря повсеместному использованию искусственного интеллекта, бизнес будет производить в разы больше товаров, а самое главное — будет точно знать, как продать эти товары нам.